КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (СЕРАФИМО-АЛЕКСЕЕВСКИЙ) БАХАРЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXIX , С. 333-335
опубликовано: 9 февраля 2017г.

КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (СЕРАФИМО-АЛЕКСЕЕВСКИЙ) БАХАРЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Пермской и Соликамской епархии), расположен в дер. Бахаревке в черте г. Перми.

1863-1921 гг.

В 1863 г. купеческая вдова Н. К. Бахарева в память о супруге устроила в своей деревне жен. общину, к-рую возглавила уроженка г. Перми послушница Серафимова Дивеевского мон-ря Феодосия Норина. К 1879 г. в общине проживало 40 насельниц. Сестры занимались хозяйством, золотошвейными работами, устроили небольшой кирпичный завод. На богослужения ходили в приходский деревенский храм Покрова Пресв. Богородицы. В 1877 г. община была причислена к Кунгурскому во имя св. Иоанна Предтечи жен. мон-рю, а в 1879 г. к Успенской общине (см. Пермский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь), но из-за конфликта между Нориной и начальницей Успенской общины Бахаревская община была закрыта. Насельник Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря иером. Серафим (Кузнецов), впосл. окормлявший сестер К. м., считал, что община была упразднена «по козням и проискам исконного врага к святому делу - диавола через людей, подпавших под его прелестную, коварную уловку». Впосл. Норина проживала в К. м., приняв схиму с именем Феофания.

Крестный ход на Белую гору в Казанском Бахаревском мон-реКрестный ход на Белую гору в Казанском Бахаревском мон-реВ 1888 г. в дер. Бахаревой (Бахаревке) была открыта жен. богадельня с отделением для малолетних сирот. Под богадельню выделялась казенная земля в стороне от деревни у р. Медведки, где впосл. и находился монастырь. В 1875 г. на средства пермского купца В. Н. Бахарева в богадельне была построена и 1 окт. 1875 г. освящена каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с колокольней и оградой. Сестрам оказывали покровительство и духовную поддержку настоятель Белогорского монастыря архим. прмч. Варлаам (Коноплёв) и иером. Серафим (Кузнецов). В 1908 г. иером. Серафим направил в Святейший Синод ходатайство об организации в Бахаревке монастыря, «с посвящением воспоминанию радостного для всей России рождения» наследника престола цесаревича Алексея Николаевича и о строительстве в новой обители храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 16 февр. 1908 г. Пермский еп. Никанор (Надеждин) направил в Синод представление с просьбой об открытии в дер. Бахаревой жен. мон-ря. «Ввиду того что во всем Пермском уезде не имеется ни одного монастыря и для религиозно-нравственного просвещения окрестного населения учреждение монастыря, как показателя примерной христианской жизни вблизи г. Перми, будет весьма желательно»,- писал отец Серафим. Временной строительницей обители стала родная мать иером. Серафима мон. Анастасия (Кузнецова).

Указом Синода от 4 июня 1908 г. К. м. был открыт, настоятельницей назначена игум. Глафира (Казакова), а казначеей мон. Анастасия (Кузнецова). 1 окт. 1907 г. в К. м. был заложен, к нач. лета 1909 г. построен и 23 июня 1909 г. освящен еп. Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) собор в честь Казанской иконы Божией Матери.

В становлении К. м. большую роль сыграли известные пермские меценаты - купцы Дягилевы, Каменские, Любимовы, а в нач. XX в.- Щелкуновы, Васильевы, Жирновы и др. Стараниями игум. Глафиры (Казаковой) за неск. лет был возведен монастырский комплекс. К 1912-1913 гг. были закончены внешние отделочные работы в Казанском храме. Основные средства на строительство, украшение и утварь пожертвовала купеческая семья Жирновых. Одновременно на деньги благотворителей на территории монастыря были построены 3 корпуса - 2-этажный и два 3-этажных, баня, прачечная, дом при водокачке, а также хозяйственные постройки, в т. ч. амбар, погреб, конный и скотный дворы. На средства Жирнова был выкопан пруд для разведения рыбы. В келейные корпуса проведен водопровод. Все постройки были обнесены деревянной оградой.

В 1914 г. игум. Глафира была награждена золотым крестом (от Кабинета Его Императорского Величества), к-рый на нее возложил архиеп. Пермский и Кунгурский сщмч. Андроник (Никольский) за Божественной литургией в кафедральном соборе г. Перми.

Первоначально в обители не было постоянного священника, и игум. Глафира неоднократно обращалась за помощью к архим. Варлааму (Коноплёву) с просьбой направить для служения в храме белогорских иеромонахов. Со 2-й пол. 1910 г. в мон-ре служил постоянный свящ. Владимир Сапожников, развернувший широкую педагогическую и миссионерскую деятельность. В начальном уч-ще при монастырском приюте о. Владимир преподавал Закон Божий, отправлял сестер обучаться на 4-годичные миссионерские курсы при пермском в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ре. В 1911 г. и с началом первой мировой войны о. Владимир благословлял своих духовных чад принимать участие в деятельности общества Красного Креста. В 1912 г. по благословению еп. Палладия (Добронравова) в К. м. была открыта воскресная школа для малограмотных сестер.

К 1913 г. в К. м. проживало до 200 сестер, большинство насельниц были крестьянскими девицами. Они трудились в мастерских обители - живописной, иконописной, вязальной, ткацкой, ковровой, по выделке кожаной обуви, столярной. Немалую роль в хозяйстве играло производство кирпича, который использовался сестрами для нужд мон-ря, а также при возведении часовни свт. Стефана Великопермского на железнодорожной станции Пермь-I. В нач. XX в. на всю Пермскую губ. прославился хор К. м. В 1909 г. сестры выступали на торжественном открытии Сергиево-Тамаровской жен. обители, а 9 июня 1917 г.- на торжествах освящения Крестовоздвиженского храма на Белой горе, самого крупного храма на Урале. Известно, что к 1920 г. хором управляла Анна Максимовна Бурова. К 1917 г. К. м. стал крупным очагом культуры и просвещения в Пермской губ. Через К. м. проходили все крестные ходы на Белую гору. Обитель принимала паломников из многих городов Пермского края и России: в 1911 г. было организовано 5000, в 1913 г.- 1300 обедов для богомольцев. К 1921 г. монастырские владения занимали 100 га.

1921-2012 гг.

9 марта 1921 г. постановлением президиума Пермского губисполкома К. м. был закрыт и передан в ведение Губздравотдела, постановлением которого от 24 марта 1921 г. в келейных корпусах был открыт детский туберкулезный санаторий «Подснежник». В помещении перестроенного Казанского собора располагался санаторный корпус, а с 1981 г. медвытрезвитель, в Покровской ц.- образовательная школа. Приказом губисполкома предписывалось в срочном порядке выселить оставшихся монахинь из обители - «особенно нетрудоспособных, через Собез в ближайшие же дни направить в дом инвалидов, а трудоспособных передать в распоряжение Губкомтруда». Впосл. многие сестры подверглись репрессиям, 47 бывш. насельниц остались трудиться в качестве обслуживающего персонала детского санатория. В 20-30-х гг. XX в. часть монастырского имущества была передана санаторию, церковная утварь и святыни конфискованы и вывезены из монастыря, местонахождение их неизвестно. По преданию, один из старинных потиров сестры замуровали в стену келейного корпуса.

В нач. 20-х гг. XX в. игум. Глафира (Казакова) была зверски убита, свящ. В. Сапожников выселен из К. м., в течение 14 лет он служил в Никольской ц. с. Кольцова, где сложилась небольшая жен. обитель (9 сестер). В ночь на 15 июня 1937 г. свящ. Владимир был арестован по сфабрикованному делу о создании «контрреволюционной монархической группы священнослужителей Кунгурского района» и 20 сент. того же года расстрелян вместе с 19 др. священнослужителями. В 1957 г. свящ. В. Сапожников был реабилитирован «за недоказанностью улик».

В 1997 г. часть построек К. м. была передана пермскому Стефанову во имя Св. Троицы муж. мон-рю. Трудами наместника архим. Стефана (Сексяева) здесь был организован женский скит Стефанова монастыря. 21 июля 1998 г. в частично восстановленном здании архим. Стефан освятил домовую ц. в честь Казанской иконы Божией Матери.

Решением Синода от 29 дек. 2000 г. Бахаревский скит был преобразован в Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Руфина (Сидорова).

К. м. размещается на площади ок. 6 га. К 2012 г. в мон-ре восстановлены деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и кирпичная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, колокольня, новый кирпичный сестринский корпус и др. жилые и хозяйственные постройки. Организованы швейная мастерская, обширное хозяйство, скотный двор. В мон-ре имеется обширная б-ка; воскресная школа для детей и взрослых; проводятся экскурсии. На территории К. м. находятся 4 источника: в честь Казанской иконы Божией Матери, Покрова Пресв. Богородицы, прп. Серафима Саровского и свт. Николая Чудотворца. С 2004 г. в мон-ре была возрождена традиция встречать 26 июня крестный ход, идущий на Белую гору.

Сестры ведут миссионерскую работу с курсантами Пермского ин-та ФСИН. Во время каникул при К. м. разбивается правосл. лагерь для детей. К нач. 2012 г. в К. м. проживали игум. София (Забурдаева) и 19 насельниц, в т. ч. схимонахиня.

Арх.: ЦНЦ.
Лит.: Харитонова Е. Д. История Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского жен. мон-ря близ дер. Бахаревой. Пермь, 2001; Русские мон-ри: Приуралье. Новомосковск; М., 2006. С. 418-427.
Э. П. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также